Dragon Age: Champion of Kirkwall

Видите заголовок? Вот как надо было назвать игру. Серия романов в мире Dragon Age, на континенте Тедас. У всех общее название серии Dragon Age, но каждая игра-книга – отдельный рассказ. Все они связаны, но написаны в немного разном стиле и вызывают немного разные ощущения. Была бы эта игровая серия книжной серией, скорее всего, так бы и было. Были бы просто Origins, Awakening, Champion of Kirkwall. И, мне кажется, жалоб, во многом исходящих из “мы ждали другого”, было бы меньше. Было бы меньше истерики, меньше флешмобов низких оценок на метакритике. Меньше “я везде обсырал игру, но потом поиграл и понравилось”-идиотов. Но ЕА не рискнули, допустив одну из нескольких глупых ошибок, мешающих Dragon Age 2 стать одной из лучших сюжетных РПГ за всю историю.

Что я не написал в первых впечатлениях, так это то, что я совсем не ожидал от игры ничего хорошего. Первая часть меня во многом разочаровала. Awakening был слишком “дополнением” и я снова боялся поноса DLC к игре, что очень модно у ЕА. Кстати, с DLC они уже начали страдать фигней, отрезав одного напарника в отдельное DLC с отдельной платой, даже не смотря на то, что игра стоит 60$. Это тоже большая ошибка ЕА.

Но несмотря на мой скептицизм в начале игры, несмотря на первые часы, где я открыто заявлял “вряд ли буду переигрывать”, теперь, когда игра пройдена, я хочу еще. Несмотря на копипасту одних и тех же утомительных локаций, несмотря на, в очередной раз, достаточно плохую боевку – я хочу еще. Во многом этому способствует и окончание игры, которое заставляет писять кипятком в ожидании новых игр в мире DA. Но не думайте, что игра заканчивается неоправданным “to be continued”-сюжетом, который я предлагаю сделать частью названия игры, а полностью раскрывается от начала и до конца. И как он раскрывается…

Dragon Age 2 – лучший сюжет и персонажи от BioWare. Да и не только для BioWare. Разработчики взяли лучшие элементы запутанных историй, длящихся годами, в jRPG и сделали их с чисто западным подходом. И вышло отлично. В Mass Effect 2 было оправдано, что персонажей мы узнаем в ускоренном режиме: квест на взятие, личный квест и диалоги между. Потому, что “мы все можем умереть и скоро всем может быть конец, надо действовать быстро”. В Dragon Age 2 такого ограничителя по времени нет и вместо этого истории города, основных и даже второстепенных персонажей растянуты на три акта 10-летней истории игры. Игрок постоянно узнает что-то новое: вот вспоминается слух, который ходил года 3 назад, вот раскручивается основная линия твоего друга/напарника, вот находится продолжение таинственному происшествию, а вот через 6 лет кто-то решил вам отомстить за что-то. И все это подано настолько увлекательно, настолько проработано, что нельзя не затягиваться в происходящее. Что, кстати, является полной противоположностью подачи сюжета в Origins.

И становится понятно почему в игре столько копипасты, почему битвы не всегда продуманы, почему в игре есть баги (включая один, который делает побочный квест невыполнимым, кстати) – в сжатые сроки BioWare хотели сделать то, что могли успеть. Сэкономили на локациях и битвах, но вложили сумасшедшее количество времени и любви в сюжет, персонажей, их дубляж, их внешность. Сделали такую игру, в которой может быть страшно потерять кого-то из виртуальных друзей или родных, где обидно если кто-то из них тебя предаст, где улыбаешься, когда они беззаботно живут своей жизнью. Где твой персонаж разговаривает соответствующе своему характеру. А игрок даже не замечает, что может быть иначе. Да, тон и мимика вашего персонажа меняются в зависимости от того, какие варианты диалога вы выбираете в целом, а не только в пределах одного разговора, создавая определенный характер персонажа. Но вы это вряд ли заметите, и в этом еще одна победа и отличная идея BioWare.

Можно критиковать в Dragon Age 2 цену, недоработанность, ограниченность локаций, непродуманность и несбалансированность некоторых битв (кстати, финальная была суперофигинительнокрутой в плане зрелищности) и баги, которые начинают проявляться где-то с середины игры. За то, что разработчиков явно подгоняли, что заметней намного больше, чем в ME2. Но не стоит критиковать ее за попытку отойти от “олдскульного” подхода Origins, потому что, признайте, он абсолютно нихрена не работал. Bioware со времен BG/2/ToB не смогла сделать ни одной действительно интересной олдскульной РПГ. И я буду рад, если сами разработчики это признают и продолжат экспериментировать дальше. Если честно, я бы вообще попробовал вставить Jade Empire-подобный слешер подход, но оставить командную тактику и навыки. По-моему, сработало бы.

Dragon Age 2 – неотёсанная лучшая персонально-сюжетная РПГ западного типа. Очень неотёсанная и очень персональная. И, в отличии от Origins, вполне доступна для напильника DLC и патчей. Только вот, DLC явно будут не бесплатны, а игру я сейчас могу советовать такую, какая она есть, а не какая она может быть. Поэтому, я честно не могу посоветовать покупать ее за 60$, если вы живете в СНГ, и не совсем советую проходить ее до починки двух побочных квестов и парочки багов, если вы хотите пройти все и можете потерпеть. Еще я честно не могу советовать насчет выбора между консольная/ПК-версия, поскольку консольную не пробовал, но отзывы неплохие (минус отсутствие автоудара и нужды в закликивании, чего на ПК нет). Но игра мне понравилась, ох, как понравилась. Жаль, только начало медленное, а вступление совсем ужасное. Но ничего, BioWare, пробуйте дальше. В BG2 и ME2 у вас получалось же.

P.S. Я прошел за рогу и пока у меня сложилось впечатление, что DA2 и рога, это как Origins и маг. Но, надеюсь, я ошибаюсь.

UPDATE: Много лет спустя я вернулся в игру и прошел все DLC.