О времена: Alone in the Dark 1, 2, 3

O tempora: Alone in the Dark 1-3

О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.

Alone in the Dark – грустная серия. Пять основных игр, но, обычно, с уважением и любовью вспоминают только первую. Серия, которая положила начало survival horror в тех основах, которые мы знаем, и уже испытала на себе все “радости” эволюции survival horror серий. Причем, главные проблемы поджанра, которые он будет испытывать вплоть до середины 2000-ых, серия успела опробовать на себе за первые три части в 92-95. Я уже писал о своей любви к Alone in the Dark: The New Nightmare, не раз говорил, насколько мне нравится неудачно реализованный и поломанный Alone in the Dark 2008-го (Inferno). Сегодня, снова благодаря GOG, я напишу о том, с чего все начиналось.

Все начиналось в 1992, с Alone in the Dark. Игры, за дизайном которой стоял Фредерик Рейналь. Человек, который за всю свою игровую карьеру сделал, по сути, только отменный бесплатный PopCorn и культовые Alone in the Dark и Little Big Adventure. Это не мешает ему считаться одним из самых влиятельных игровых дизайнеров в истории игр.

Alone in the Dark был одной из первых полностью трехмерных игр (на самом деле, с пререндерными задниками, как и поздние RE), по чему можно догадаться, что сегодня он выглядит весьма глупо и треугольно. Управление напоминало ранние адвенчуры, только с прямым управлением персонажем. Не было контекстных команд повешенных на одну кнопку, нужно было каждый раз заходить в инвентарь и выбирать что делать: Открыть/Искать, Драться, Закрыть, Толкать, Прыгать. Персонаж управлялся “танково”, как и все олдскульные survival horror позже, то есть – управление зависело от того, куда смотрит персонаж, а не камера. Что хорошо сочеталось с преднаписанными ракурсами камеры и не сбивало с толку, да и нормально сочеталось с более неспешным прохождением игры. Собственно, прохождение действительно было весьма неспешным. Да, в игре были моменты, где нужно бежать (двойное нажатие на стрелку вперед, весьма неудобно), были моменты, где обязательно нужно было драться или стрелять. Но весь акцент был на том, чтобы избегать таких моментов где можно, избегать ловушек и не делать глупых вещей. Поэтому, в игре есть только две или три фляги, которые пополняют жизнь (ограничения количества жизней нет, можно пить сразу), и только 5-6 коробок с патронами для двух огнестрельных оружий, которые вы найдете. Причем второе оружие – винтовка, становится бесполезной, если вы ее намочите (порох намокает).

Кстати, последнее – хороший показатель того, что разработчики хотели сделать в игре – высокую интерактивность и ощущение реальности. Почти все предметы можно бросить, после чего они могут сломаться или разбиться, после чего их осколки можно снова подобрать. Выпитые фляги и аптечки в которых они лежали остаются в инвентаре (хоть они бесполезны с точки зрения геймплея), как и ключи, книги, письма и прочие вещи, которые всегда можно оставить и потом подобрать. Alone in the Dark делал множество таких вещей, которые до сих пор не вернулись в survival horror. В игре не было видимых загрузок. В ней можно было драться руками или холодным оружием, которое попадет в руки. Можно было бросаться предметами. Можно было сломать нужный предмет и сломать себе прохождение… Окей, это, может, и хорошо, что теперь не бывает. Но, с другой стороны, для игры на немногим больше часа, это не такой и плохой ход. Там были ситуации, которые можно было решить по-разному. Там были абсолютно бесполезные предметы. Там были книги, после прочтения которых ты умирал или немного сходил с ума (снималось немного жизней), что отлично сочеталось с Лавкрафтовским сюжетом. Alone in the Dark, не смотря на свои устаревшие элементы, была и остается умной, но редко заумной игрой, которую интересно пройти.

Чего не скажешь об Alone in the Dark 2. Выпущенный в 1993-ем другой командой, он идеально подходит под пример моего “От Чужого к Чужим”. Когда название игры появляется на фоне взорванных главным героем гранатой ворот, понимаешь, что тебя ждет что-то совсем другое. Так и есть: после глуповатых монстров, но весьма темной и мрачной Лавкрафтовской сюжетной линии оригинала, вас ждут переодевания в Деда Мороза, зомби-пираты-гангстеры, гранаты, много экшена, автоматы Томпсона и игра за очень медленную и надоедливую 8-летнюю девочку. Я думаю, никто не удивится, что Call of Cthulhu: Shadow of the Comet часто считают настоящим сиквелом Alone in the Dark.

Но кстати о девочке. Для рекламы Alone in the Dark 2, была выпущена очень маленькая игра, под названием Jack in the Dark. Нет, никакого отношения к мастурбации в темной комнате игра не имеет. Это очень короткая, на одну маленькую локацию, игра на движке Alone in the Dark 2, где вы играете за маленькую Грейс Сандерс, которая пошла в магазин игрушек на Хеллоуин. Грейс очень медленно ходит, загадки ужасны, а в клетке сидит Санта Клаус, которого мы освобождаем – главные запоминающиеся детали игры. Но она короткая, потому это не сильно напрягает.

И вот когда Грейс возвращается как игровой персонаж в Alone in the Dark 2… С такой же скоростью ходьбы и бега… На куда больших локациях… Ох, но даже не в этом проблема AITD 2. Проблема в том, что первая часть, ее механика и управление, ее движок были заточены под определенный геймплей, который максимально вылизали в первой части. Неспешное, осторожное решение загадок, минимум экшена. AITD 2 – сплошной экшен и бездарные нелогичные загадки. Анимации и управление первой части просто не справляются с задачей, когда на тебя не просто нападают враги, а нападают враги с огнестрельным оружием. Пройти игру без проходилки будет явно не просто, если даже простая и надоевшая загадка с “подложить газетку, вытолкнуть ключ из скважины, подтянуть его к себе на газетке” может быть непонятной, потому что игра не удосуживается объяснить тебе ситуацию в которой ты находишься, и ожидает, что ты знаешь, как думали разработчики. AITD 2 абсолютно не стоит нервов, которые тратятся на ее прохождение.

Третья часть, что никого, думаю, не удивит, делает то, что от нее ожидают – пытается соединить лучшее первой части, с элементами второй части. И всё бы ничего, если бы Alone in the Dark 3 не был на диком западе с зомби-призраками-ковбоями. Я думаю, вы уже можете догадаться, от какой предыдущей части было взято больше идей. И это еще до того, как вас убивают, дух индейского шамана оживляет вас в теле пумы, после чего ты должен достать нужный предмет, помочить свою лапку в смоле, потом в серебряной соли и убить двух оборотней. Хоррор! Правда, чего еще вы ожидали от игры, которая стебется со своего же названия во вступительной заставке, где Эдварду Кернби отключают свет в квартире и он сидит один в темноте. Поняли? Поняли?! Юмор.

С другой стороны, AITD 3 действительно старается. Он куда менее бездарен в загадках, экшен менее навязчив и часто его можно избежать. Там действительно прикольная музыка. А еще там есть загадка, где на статуе есть красный глаз, и ей нужно вставить синий, и все фанаты Resident Evil, который выйдет через год после этой игры, в экстазе. И хоть все первые три игры связаны сюжетно, и Эдвард в первых частях – тот же Эдвард, что и в AITD 2008 (а Эдвард индейского происхождения в The New Nightmare был явно сделан под влиянием AITD 3), я бы советовал пропустить вторую часть и играть только в третью, если так уж интересно. Но если не сильно интересно, то лучше просто довольствоваться первой частью и игнорировать первые два сиквела.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Subscribe
Notify of
guest

1 Comment
Inline Feedbacks
View all comments
Густав По

Alone in the Dark 1 можно пройти за Эмили. И тогда следующие части можно не проходить совсем.

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: