О времена: The Last Express

O tempora: The Last Express

О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.

Джордан Мекнер со своего первого проекта – уже ставшей классикой Karateka – хотел делать что-то “киношное”, но в интерактивной форме. В анимации Karateka использовалось ротоскопирование видеозаписи для создания более детальных и реалистичных движений. В Prince of Persia анимации стали еще лучше, а сама игра и её повествование насыщенней, хоть в основе всё равно лежало стандартное “спасение принцессы”. После выхода Prince of Persia 2: The Shadow and the Flame d 1993-ем году, Мекнер решил отойти от программирования и полноценного увлечения в дизайне игр, и больше посвятить времени изучению искусства повествования. Через пару лет он создал студию Smoking Car Productions и началась трудная разработка The Last Express. Дело в том, что ранние эксперименты с ротоскопированием всё еще интересовали Мекнера и он решил создать большую FMV адвенчуру, полностью оформленную в таком стиле. Что заняло огромное количество времени и сил в производстве – создание набросков, съемка всего на кинопленку с особенным подбором цветов на одежду и макияж, долгая пост-обработка с раскрашиванием каждого кадра, созданием CGI моделей и анимированных вручную задников… Но оно того стоило. Хоть, если честно, визуальный стиль дает The Last Express только визуальную долговечность, но что на самом деле делает игру невероятной и уникальной даже сегодня, так это история, которую она рассказывает, и то, как она это делает.

Собственно, в основе The Last Express – это адвенчура от первого лица. Но с одной уникальной особенностью – в игре есть течение времени. Многие события происходят в игре вне зависимости от того, находится ли рядом управляемый игроком главный герой или нет. События происходят, конечно, не в совсем реальном времени, а где-то раз в 5 быстрей, иначе игра была бы слишком затянутой. Ведь в игре есть некоторые отрезки, когда делать игроку может быть фактически нечего. Включая известный момент с концертом, на котором минут 15-20 полностью исполняется прекрасная соната для скрипки и фортепиано Сезара Франка, до окончания которого игра не продвинется дальше. Обычно эти вещи сделаны для того, чтобы у игрока было полно времени сообразить, что и как сделать – во время этого концерта, например, игроку следует сделать как минимум две очень важные вещи, и как это сделать будет не сразу очевидным. Но часто идея с реальным временем может стать проблемой, особенно для первого прохождения и без наличия под боком проходилки.

Собственно, чтобы сразу закрыть важный вопрос, – игра не во всем хорошо состарилась. Управление адвенчур от первого лица с покадровым перемещением всегда было с “особенностями”, и эта не исключение. Тут вполне можно не заметить, что в определенной сцене можно выбрать какой-то особенный полезный и важный ракурс. Некоторые манипуляции с предметами (которых здесь, к слову, очень мало, как для адвенчуры) порой очень топорно работают. Ну и есть тут главный бич почти всех адвенчур – попытки сделать боевые сцены, которые очень-очень неудобно работают. В целом, я бы даже рекомендовал первый раз проходить с проходилкой под боком (желательно как можно менее спойлерной по тому, что именно происходит от действий), а потом может пробовать перепройти игру без неё и посмотреть, сколько тысяч способов смерти и сколько альтернативных концовок тут есть. Ах, и да: тут нет привычных сохранений, вместо этого в игре используется возможность “отмотать” время до определенного прошедшего события (и даже без кинжала времени, надо же), что порой не очень удобно.

Но проходить игру обязательно стоит. Как я и сказал, тут невероятна сама история. Настолько увлекательных, многослойных, прекрасно поставленных историй в играх до сих пор практически никто не делал. Это и детектив, и политический триллер, и приключение, и историческая драма полная запоминающихся персонажей и прекрасных диалогов. Это несколько дней жизни обычных с первого взгляда пассажиров Восточного экспресса в июле 1914-го прямо накануне первой мировой войны. Людей из разных стран, разговаривающих на разных языках, со своими личными историями и проблемами и не всегда честными намерениями. Впрочем, и главный герой тоже не совсем чист, пускай и из обычно благих намерений. Из которых первым делом ему приходится сесть на поезд на ходу из-за проблем с парижской полицией, а вторым – избавиться от трупа своего лучшего друга и использовать его личность вместо своей. Учитывая, насколько волнительным и сильным является такое открытие игры, даже странно, что с момента выхода The Last Express только Fahrenheit попробовал (и успешно) повторить трюк.

The Last Express настолько ловко играет с эмоциями игрока, настолько невероятно талантливо вплетает всё новые и новые маленькие истории в события игры, что я честно не могу даже назвать каких-то других примеров игр, которые делали бы что-то подобное. Не говоря о том, что это один из невероятно редких примеров, когда приземленная история вплетает элементы мистицизма, и это совершенно не мешает. Именно поэтому, пускай с проходилкой, пускай и с некоторыми раздражающими элементами, которые нужно потерпеть, я не могу не советовать пройти The Last Express. Это игра, которую стоило бы полноценно римейкнуть, на что вряд ли кто-то пойдет.

Вместо этого, у нас есть обновленная мобильная версия игры, которая так же доступна на Steam, и классическая версия, доступная на GOG. Классическая работает через DOSbox и немного более грубо выглядит, но в то же время, очень красиво оформлена, с хорошо вписывающимися в игру элементами интерфейса. Мобильная/Gold Edition версия выглядит в целом чуть лучше и имеет несколько более удобных решений, но в то же время, с отвратительным “мобильным” интерфейсом, который выглядит уродливо, и инвентарем, который работает менее удобно, чем старый. Плюс, в этой версии не исправлены некоторые старые баги игры и даже вроде бы добавились некоторые мелкие новые… К счастью, у меня есть обе, благодаря подарку одного хорошего человека, и я бы советовал тоже попробовать взять обе версии игры по скидкам. Или же, если у вас есть мобильное устройство, на котором игра пойдет, то взять новую версию именно на мобильном. Если, конечно, вас не волнуют Steam плюшки типа карточек и ачивок.

Это потрясающая, пускай и много где устаревшая, игра, аналогов которой просто не существует. И мне немного жаль, что не смотря на мелкие намеки ближе к концу игры, мы вряд ли увидим Роберта Ката снова в какой-то новой игре от Джордана Мекнера. Хотя, кто знает, вдруг таки будут еще игры и толковый римейк. Фильм же собирались снимать, может что-то еще будет…

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: