Возвращаясь в Ведьмак: Дополненное Издание

Не могу не начать с того, как я познакомился с игрой Ведьмак девять лет назад. Совершенно случайно тогда я наткнулся на превью-видео игры, вроде бы с диска, который прилагался с ещё тогда живым хорошим журналом ДПК. Неизвестная никому команда CD Projekt RED из соседней Польши тогда показывали как красиво льётся дождик на причале Вызимы (картинка в заголовке как раз там же), показывали битвы и говорили о том, что навыки и прокачка в игре будут только по битвам, без социального элемента. А я подумал “ну и нафиг мне ролевая игра без навыков для диалогов” и решил, что играть в эту очевидно слабую историей игру про экшен не буду. В конце того же 2007-го игра вышла, и я не мог не видеть, сколько позитивных отзывов она собрала, особенно в русскоязычной среде. И сколько из них хвалили именно историю. Я купил игру на вторую или третью неделю её продажи. Нынешнее перепрохождение стало четвертым или пятым.

У некоторых разработчиков получается выпускать такие первые проекты, которые вроде бы и выглядят как явные первые попытки, но в то же время попадают в цель куда больше, чем неудачно промахиваются. Ведьмак, даже тогда, когда я сел в него играть впервые, до патча 1.2, с длинными постоянными загрузками, смешной повторяющейся анимацией руки у каждого персонажа в диалогах, очень однообразными моделями даже ключевых NPC, невероятно маленьким инвентарём… Даже тогда он захватывал. И даже теперь, когда после патчей и “Дополненного издания”, в котором впервые появилась возможность отдельно выбрать язык текста и голосов в серии, игра состарилась намного слабее, чем можно представить. Собственно, почти все большие проблемы, которые есть в игре сейчас – те же, которые были проблемами 9 лет назад.

ведьмак, witcher, обзор, мысли, o tempora, возвращаясьведьмак, witcher, обзор, мысли, o tempora, возвращаясьведьмак, witcher, обзор, мысли, o tempora, возвращаясь

Это то, что за основу в игре была взята весьма корявая Aurora от Bioware, баг с анимацией/логикой выполнения действий персонажа которой можно было встретить даже в Dragon Age 2. Баг из-за которого боевая система даже с замечательным фанпатчем Full Combat Rebalance остается хернёй. Просто потому, что Геральт порой отказывается делать то, что нажимаешь ему делать, потому что что-то где-то помешало. Хоть сама логика боевой системы была интересная – по сути, RED хотели ввести идею, которая впоследствии была и в Assassin’s Creed и, особенно, в Batman: Arkham серии, где для продолжения комбо нужно вовремя нажимать на кнопочку, и плюс к этому менять нужный тип стиля или тип меча. К слову, вышеупомянутый Full Combat Rebalance – не для того, чтобы сделать игру “сложнее”, а для того, чтобы сделать её интересней и логичней в плане боя. Поэтому, легкая сложность с ним, пожалуй, быстрее и проще, чем без него. Нормальная тоже, в принципе, не считая некоторые битвы, в которых важность эликсиров и масел становится важней. И если бы не дурацкий баг, то с FCR игра бы была просто невероятно крута даже битвами.

Но не в битвах её сила. Чем Ведьмак берёт даже сегодня, так это интересным миром и историей. Повествование было ещё немного деревянным, но сценарий (особенно на польском) написан так, что фантазия сглаживает все корявости анимаций и диалогов. И большинство локаций и событий просто отлично подобраны, даже сегодня красиво выглядят при нужном освещении и не надоедают. Не все. Некоторые надоедают, конечно. Так, вторая глава в игре немного затянута и тот факт, что события третьей происходят практически в тех же локациях, начинает немного напрягать. Сглаживает всё это то, что диалоги и события действительно интересны. Смотреть на них сейчас, после прочтения книг, ещё забавней, но игра никогда не требует книжных знаний. Собственно, возможно потому, что игра изначально задумывалась не про Геральта, многие варианты и события даже выигрывают от незнания книг. Например – важность той же милой рыжей Шани 8 лет назад казалась мне выше, но после груза книг она кажется именно тем, кем она была в книгах и кем станет в последующих играх – приятным вспомогательным персонажем, но не более.

ведьмак, witcher, обзор, мысли, o tempora, возвращаясьведьмак, witcher, обзор, мысли, o tempora, возвращаясьведьмак, witcher, обзор, мысли, o tempora, возвращаясь

И нельзя не удивиться тому, сколько основных идей из книг было взято для основы новой истории, но насколько новая и свежая история получилась в итоге. Первый Ведьмак отлично передаёт все основные эмоции и ощущения, которые получаешь от чтения первых двух книг и знания остальных. Тут и отсылки к мифам и сказкам, и политические закулисья средневековья, и почти детективное расследование подозрительных событий, и охота на обычных бездумных монстров, и любовь, и дружба, и возможность нажраться со старыми друзьями и переспать с милым душе человеком. Это концентрированный Геральт до его сильного впутывания в большие и важные дела, более беззаботный, оперирующий в более простых понятиях и с возможностью сохранить нейтралитет.

Грустно, что переиздания игры так и не вышло в своё время и вряд ли будет в будущем. Я, конечно, ещё дойду до третьей части, которая по слухам полностью покрывает весь диапазон радостей из первой, но всё равно будет грустно, когда эта игра совсем начнёт ломаться. В ней и так осталась куча неотшлифованных проблем – некоторые локации лагают так же сильно, как лагали 9 лет назад, на некоторых системах игра вылетает или отказывается загружать нужные текстуры… И по слухам, все исходники этой игры и незавершенного порта на консоли куда-то случайно потерялись. Так что, грустно будет, если с этой игрой что-то случится, ведь в ней действительно до сих пор много интересного. Разве что вся эта затея с коллекционными карточками с сиськами была очень глупой и лишней, и покер с костями порой откровенно сломано работает.

ведьмак, witcher, обзор, мысли, o tempora, возвращаясьведьмак, witcher, обзор, мысли, o tempora, возвращаясьведьмак, witcher, обзор, мысли, o tempora, возвращаясь

Стоит ли попробовать поиграть в первого Ведьмака тем, кто ещё не играл? Почему бы и нет. Обязательно включайте польскую озвучку, текст можете оставить на русском (тем более, что перевод был весьма неплохой). Для вкуса можете поставить ещё Full Combat Rebalance мод, упомянутый выше, и если играть только для сюжета, то поставить игру на минимальную сложность. Некоторые моменты всё равно будут немного раздражать, а некоторые квесты вполне коряво объясняют что хотят, но… Игра того стоит. Честно. Она не путает небо со звёздами ночью на поверхности пруда.